В декабре 2020 года в рамках фестиваля «Опера Vita» этот шедевр русской музыки прозвучал в концертном исполнении. Сейчас театр приступил к завершающему этапу подготовки сценической версии спектакля. Автор постановки – известный российский режиссер, лауреат премии «Золотая маска» Георгий Исаакян, художник – Эрнст Гейдебрехт (Россия – Германия). Музыкальный руководитель – Михаил Синькевич. Новая постановка Музыкального театра – это взгляд сквозь века на проблему столкновения неограниченной власти и интересов конкретных людей, исследование феномена любви, изученного, казалось бы, весьма подробно, но всякий раз сминающего опыт силой первозданных чувств.
«Россия будущего, опрокинутая в прошлое»– так определяет образ своего спектакля Георгий Исаакян. На сцене вместе с куполами церквей старинной слободы сосуществуют узнаваемые контуры Москва-сити. Образ сегодняшней столицы действительно легко угадывается на сцене. Границы времен в современном городе оказываются весьма условными. А значит, нет гарантии, что мрачные страницы истории можно перелистнуть, навсегда оставив их в прошлом. Опричнина – кровавая страница русской истории, мрачное отечественное средневековье. Но не столь важно, что мы видим на сцене – бороды и кафтаны или современные костюмы и новейшие средства связи. Любовь, а вместе с ней и жизнь одинаково хорошо втаптываются в грязь и грубым сапогом, и изящным ботинком. Коллизии любовного соперничества в условиях столкновения неограниченной власти с чувствами конкретных людей становятся кровавой драмой.
Музыка в «Царской невесте» – абсолютный шедевр композиторского мастерства Римского-Корсакова. Страсть, ревность, отчаяние, вероломство и светлая любовь выражены в ней столь сильно и убедительно, что воплощение героев оперы на сцене – веха в артистической карьере любого исполнителя.
– С оперой «Царская невеста», можно сказать, я иду по жизни, – говорит Михаил Синькевич, главный дирижер театра, музыкальный руководитель постановки. – Это был один из моих первых спектаклей в минском театре в 1996 году, и в Большом театре, и в Мариинском я часто ею дирижировал, делал и концертные исполнения… И по своему опыту знаю, что, несмотря на то что она не очень короткая, принимается публикой прекрасно.
Сюжет «Царской невесты» основан на реальных событиях, получивших впоследствии художественное толкование. Часть образов имеют реальное историческое происхождение. В 1849 году русский поэт и драматург Лев Мей написал драму «Царская невеста», она и была положена в основу оперы. В центре сюжета – эпизод третьей женитьбы Ивана Грозного, действительно описанный в исторической литературе. Царь собирался жениться в третий раз. Его выбор пал на дочь купца Марфу Собакину, но вскоре царскую невесту сразил недуг непонятного происхождения, и девушка умерла. Стала ли она жертвой человеческой злобы и зависти либо случайной виновницей казни ни в чем не повинных людей, до сих пор остается загадкой. Опера Римского-Корсакова «Царская невеста» на карельской сцене дает свой ответ на этот вопрос из прошлого, сообщили в министерстве культуры Республики Карелия.
Фото: Правительство РК