Симфоническая фантазия Чайковского «Франческа да Римини» и симфоническая поэма Рахманинова «Остров мертвых» были исполнены оркестром Карельской государственной филармонии под руководством дирижера А. Рыбалко.
Подобно драгоценному украшению, огранкой концерта стало выступление солистки Санкт-Петербургского театра «Зазеркалье», лауреата международных конкурсов, Ольги Черемных.
Исполнительница представила публике романсы двух мастеров русского музыкального искусства в переложениях для сопрано и оркестра. Если сравнить репертуар концерта с цветовой палитрой красок на мольберте художника, то камерные сочинения, исполненные Ольгой Черемных, выражающие лиризм, чувственность, глубину, неоднозначность эмоций героев композиций гармонично сочетаются с ярко-драматическими мотивами и мощным смыслом неотвратимости смерти и любви к жизни.
Две линии, два художественных замысла концерта, представленные оркестром и солисткой, имеют одну точку отсчета, один мольберт, но существуют на различных уровнях смысловых и эмоциональных траекторий, искусно создавая неподдельно живые картины-истории. Такое парадоксальное, на первый взгляд, сочетание сделало концерт ценным и уникальным.
Мне удалось взять интервью у Ольги Черемных и акцентировать внимание на самых любопытных ответах солистки.
О начале пути
Решение о выборе пути пришлось на возраст 16 лет, когда я параллельно заканчивала гимназию и школу искусств. Выбор пал не на изучение юриспруденции и филологических наук, что теоретически было возможным, а именно с определением той стези, которая вела к постижению музыкального искусства. Мое желание петь было настолько сильно и бескомпромиссно, что я особенно не анализировала свои действия и не думала о трудностях и препятствиях в постижении профессии. В процессе обучения в Санкт-Петербургской консерватории я начала осознавать, что музыка, как вид искусства, является не самостоятельным явлением, отдельным от всего существующего. На тот момент она стала для меня наиболее понятной в синтезе с искусством драматическим, сценическом воплощении произведения, с которым связаны работа над пластикой исполнителя, приемы при создании образов, присвоении характера героинь. Такой метод обучения наиболее близок мне и очевиден для понимания профессии вокалистки.
О романсе
В Петрозаводске я представила репертуар, который состоит из романсов П. Чайковского и С. Рахманинова. Эта программа объединяет камерное исполнение партий солистки с представлением репертуара симфоническим оркестром.
В ходе работы над программой мы придумали некое драматическое развитие внутри программы, в центре сюжета которой представлена лирическая героиня. Она проходит через определенные испытания, претерпевает трудности в отношениях к предмету любви и отношении к миру, исходя из физических и духовных способах восприятия к событиям.
На мой взгляд, Рахманинов как бы вкладывает эмоцию в твое тело, а Чайковский передает эмоцию с помощью иррациональной, энергетической музыкальной волны. Исследование собственной боли, вопрос выбора и сопоставление в способах достижения музыкальной гармонии композиторы трактуют, на мой взгляд, различными способами. Музыка Рахманинова в данный момент ассоциируется у меня с графическими художественными произведениями, созданными чернографитным карандашом с множеством полутонов, а музыка Чайковского близка к восприятию картин, написанных маслом или акварелью, которые отличаются прозрачностью и чистотой красок.
Если говорить о внутренней подложке, фабуле замысла, то здесь переживания героев завязаны на любовной линии, где есть место страданиям, разочарованиям, вспыхнувшим страстям или же совершенно другим по накалу и градусу эмоциям. Если взглянуть на историю каждого из романсов на более глубоком уровне, то можно увидеть и услышать ее с другой, возможно, парадоксальной стороны. Масштаб симфонического действа и романса, который длится около трех минут важно превратить в некое микро театральное действо. В этом и состоит ценность объединения симфонической музыки и мелодии романса.
О роли мастер-классов
Мастер-классы – это очень полезная и классная вещь. В системе современного музыкального образования существует такое понятие как вокальный коучинг. Основное внимание здесь уделяется изучению системы, которая помогает исполнителю разработать необходимый план по раскрытию своего потенциала, пониманию проблем и нахождению способов их решения. В ходе мастер-классов формируется критерий оценки со стороны профессионалов-преподавателей и самооценки. Мастер-классы помогают развивать выразительность, снимать зажимы и учиться контролировать сценические действия на сцене, работать над координацией тела. Также участие в подобных мероприятиях – это возможность получения опыта у коллег и прекрасный источник для того, чтобы поделиться своими знаниями.
О сценическом пространстве
Мне бы очень хотелось представать перед слушателем живым человеком, за которым можно наблюдать, которой можно сочувствовать и сопереживать. Этот персонаж на сцене может быть дурашлив, может быть и в чем- то… неформальным. Мне повезло, что в настоящее время я работаю в театре, где одной из главных ценностей является молодость, живость, не нафталинность, а в хорошем понимании современность. И мы в диалоге с дирижерами и режиссерами идем в этом плане в одну сторону. Здорово, что в целом сценическое пространство музыкальной классической сцены многопланово, зритель молод, и актуальная музыка существует не только, к счастью, на поп-сцене. На мой взгляд, качественные музыкальные явления есть во всех современных пространствах. И самое ценное в том, что мы можем их услышать.
О таланте и отдыхе
Это синтез профессионализма, искры, любви к музыке и воли исполнителя, умении грамотно подать и поделиться этими качествами со слушателем
Через призму исполняемой музыки.
Я очень люблю танцевать. Занимаюсь йогой. Мечтаю, чтобы поскорее наступила пора, когда можно будет свободно передвигаться на велосипеде.
Наталья ШАРАЙ