1 октября мир отметил День музыки. Для музыкантов и ценителей – это еще одна возможность испытать радость, запечатлеть в памяти моменты прекрасного и проявить любопытство в понимании и восприятии музыки.
Музыка объединяет, создает и разрушает противоречия, учит слышать и слушать то, что словами объяснить невозможно, музыка учит любить мир. Извечный вопрос, что появилось раньше музыка или речь, является одним из самых живых и острых. Недаром, по мнению многих ученых, музыка – первична: поначалу человек учится воспринимать и играть со звуками, а затем превращает их в речь и наполняет духом существования. Ответ на этот риторический вопрос, возможно, тем и интересен, чтобы каждый раз, влюбляясь в музыку, смело размышлять или молчать о ней. На мой взгляд, музыка достойна и того, и другого.
В начале октября на сцене Карельской государственной филармонии был представлен концерт, в котором партии кантаты И. Стравинского «Весна Священная» и произведение британского композитора Густава Холста «Планеты» были исполнены оркестром Карельской филармонии под руководством А. Ньяга и мужским камерным хором (руководитель – дирижер А. Умнов).
Музыкальная поэма «Прометей» А. Скрябина для фортепиано с оркестром и голосами хора была исполнена одним из талантливейших пианистов современного мира академической музыки Евгением Михайловым.
Надо сказать, что Скрябин впервые в истории мировой музыки совместил в одном произведении звук, цвет и свет (явление музыкально-световой синестезии). Каждая музыкальная фраза, исполненная пианистом могла ассоциироваться с определенным цветом. В ходе исполнения произведения на сцене менялся свет в зависимости от цветовых ассоциаций композитора. Нужно сказать о том, что «прометеевские» аккорды и созвучия поэмы несут в себе мощное философское содержание, и Евгений Михайлов поделился с этим с публикой осмысленно и виртуозно.
Интервью с пианистом Евгением Михайловым получилось также несколько философским.
О правильном диалоге с оркестром – Могу сказать, что для меня, как для музыканта невероятно важны и контакт, и эмоциональная составляющая в ходе репетиционной части
и на самом концерте. Этот процесс – сложная работа живого организма. Здесь можно вспомнить знаменитую басню о лебеде, раке и щуке, где персонажи никак не могли найти контакт, поскольку каждый из них «тянул одеяло» на себя и считал, что лучше выполняет задачу только он один.
В работе с оркестром, хором важно уметь договариваться об общих задачах и создавать правильный унисон и процессе репетиции и на концерте.
Но нужно сказать о том, что всегда существует тройственный взгляд на любое музыкальное произведение: понимание того, кто уже когда- то исполнял данную партию, дирижера, у которого также есть собственное видение на исполнение. Также существует понимание произведения солистом. И, конечно, здесь важно прийти к общему восприятию рабочего процесса, обозначить задачи и путь к действию. Я очень рад, что с оркестром Карельской филармонии у нас возник и человеческий, и музыкантский контакт. Для первой встречи и при первом соприкосновении с таким сложным материалом как музыкальная поэма «Прометей» А.Н. Скрябина – это прекрасно.
На мой взгляд, восприятие любого великого классического произведения ведет к возвышенности духа, несмотря на то, какова музыка сама по себе – счастливая, позитивная или печальная, задумчивая. Она все же всегда имеет оттенок безысходности и трагичности человеческого переживания. Думаю, что когда мы, музыканты, сталкиваемся с тем или иным произведением, мы пытаемся найти смысловые глубины и высоты, пережить эти чувства настолько, насколько это возможно, благодаря музыке. Возможно, это звучит несколько философски и абстрактно, но осознать это в работе над произведением действительно важно. Важно для того, чтобы слушатель мог хотя бы на йоту пережить то, что заложено в музыке.
«Музыка заставляет душу работать» – Если говорить о музыкальной поэме «Прометей», исполненной на петрозаводской сцене, то, подготовка к прослушиванию этого сложного музыкального действа – та самая идеальная история, где, слушая и слыша музыку, мы имеем дело с гениальными явлениями человеческого духа.
И для того, чтобы понимать этот гений, нужно уметь приближаться к нему со всех точек зрения. Существует такое распространенное мнение о том, что академическая музыка – элитарна; ее многоплановость может быть понятна немногим. Это действительно справедливо с той стороны, когда музыка понимается как особенный вид искусства.
Если говорить о российской публике, то, думаю, что она более эмоциональна, более чувствительна и открыта к восприятию, нежели западная. И большую часть заложенного смысла и глубины наш слушатель прочитать способен, тем более, что многие академические трагические произведения резонируют с той действительностью, в которой мы живем. Не думаю, что это будет большой натяжкой – в какой-то степени провести параллель с трагической судьбой Бетховена и сложными вопросами современности, свидетелями которой мы все являемся. Живые, человеческие чувства музыканта, композитора понятны и доступны абсолютно для любого слушателя на планете. И это я думаю, главное.
Существует такое известное понятие, как катарсис. Это то ощущение, когда человек испытывает очень яркие эмоции от того или иного произведения искусства, это своего рода опустошение, а далее очищение. Но к этому явлению на самом деле очень сложно прийти. Это требует серьезной и глубокой внутренней работы и этот путь подвластен, наверно, не каждому.
Академическая музыка заставляет душу работать. И понимание такой музыки зависит оттого, насколько слушатель готов работать над этим самостоятельно.
В музыке Александра Николаевича Скрябина, на мой взгляд, важен философский, эзотерический фундамент. Она требует определенной подготовки. На мой взгляд, его произведения широки и бездонны – в техническом эмоциональном планах. Во- первых, слушатель, даже не подготовленный, не может не услышать и прочувствовать яркость и эмоциональность этих произведений. Если стремиться к следующему уровню восприятия – это шаг к познанию этой музыки, поиску ее биографического подтекста. Здесь музыку можно воспринимать через знание фактов из биографии композитора, которые влияют на понимание произведения, как оно может изменяться в зависимости, к примеру, от национального наполнения. Следующий этап – это восприятие комплекса и профессиональных, и эмоциональных задач, поставленных на службу глубокому и возвышенному содержанию произведения. А далее... чем острее и масштабнее воспринимаешь музыку, тем этап понимания более осознанный и объемный. Если не каждый слушатель, то большая часть публики, найдет свою эмоциональную зацепку. Музыка сама по себе настолько гениальна, что способна вызывать сильные, яркие эмоции.
Об источниках вдохновения – Если бы вы задали мне вопрос несколько лет назад, то я ответил бы, что главные источники для меня – это работы живописи, которые я люблю пересматривать бесконечное количество раз, произведения литературы, природа, общество. Сейчас я могу ответить, что основной источник – это любовь к делу. Даже больше... любовь к музыке. Она настолько бездонна и безгранична, что в данный момент ничего не нужно. Музыка – это вулкан, который каждый раз извергает что- то новое, и наша задача восторгаться ей вновь и вновь.
Наталья ШАРАЙ
Фото: culture.ru