Живописное полотно, созданное в 1850-е годы, было приобретено для пополнения музейной коллекции и стало одним из самых значимых из числа приобретений русского искусства в фондах музея.
Директор Музея ИЗО Карелии Наталья Вавилова рассказала первым посетителям, увидевшим картину, о ее истории и истории обретения для карельского музея. Она поблагодарила Главу республики Артура Парфенчикова за помощь в приобретении картины, находившейся в частной коллекции. Напомним, что средства на покупку картины были выделены из республиканского бюджета по распоряжению руководителя региона.
Это произведение, помимо безусловной художественной, имеет и историческую, этнографическую и коллекционную ценность. По оценке специалистов, картина представляет достойный образец русской перспективной живописи середины XIX века, написанный видом с натуры. Научно-исследовательский независимый центр экспертиз им. А. Бенуа (г. Санкт-Петербург) подписал экспертное заключение о подлинности и имеющейся этнографической, художественной и коллекционной ценности живописной работы В.С. Пармакова. В подготовке заключения участвовали эксперты мирового уровня.
Заместитель премьер-министра Правительства Карелии по социальным вопросам Лариса Подсадник высказала мнение о том, что картина Василия Пармакова имеет особое значение для сегодняшнего дня, когда специалисты и горожане спорят о том, каким город был исторически и каким ему быть сейчас. Произведение Василия Пармакова представляет нам живую картину прошлого:
– Картина наполнена и красками, и звуком. Мы сразу представляем плеск воды, людской гомон, живой, красивый, наш любимый Петрозаводск. Это потрясающее приобретение, и мы очень рады, что оно случилось. Сегодня эта картина – это украшение, гордость нашего прекрасного музея, – сказала Лариса Подсадник.
Интересно, что картину долгое время считали изображающей Нижний Новгород, однако документально, с помощью сохранившихся изображений на открытках и фотографиях XIX века, было подтверждено, что на картине Петрозаводск – каким он был в середине позапрошлого века.
Автор картины – художник Василий Степанович Пармаков – был тесно связан с Олонецкой губернией. Уроженец Петрозаводска, в 1847 году он окончил Олонецкую губернскую мужскую гимназию (которая располагалась в том самом историческом здании, где ныне находится Музей изобразительных искусств), занимал должность унтер-шихмейстера Олонецких горных заводов. По особому распоряжению министра финансов Пармаков за талант рисовальщика был освобожден от должности, чтобы стать вольноприходящим учеником в классы Академии художеств. Став профессиональным художником, Василий Пармаков часто посещал Петрозаводск, писал его виды и окрестности с натуры, однако ни одна из его работ не осталась в Петрозаводске. Так сложилось, что практически все произведения Пармакова находятся в частных коллекциях. До недавнего времени только одна живописная работа художника, «Вид на дом князей Юсуповых в Петербурге», находится в музейном владении, у Государственного музея – усадьбы «Архангельское». Картина «Общественная пристань в Петрозаводске» стала всего лишь вторым произведением мастера в собраниях музеев, отметили в правительстве региона.
Фото: Правительство РК