Александр Ключко: «Музыкант должен быть на сцене»
В Петрозаводске прошел концерт известного российского пианиста

23 октября на сцене Карельской филармонии звучал рояль. В этот день слушатель смог насладиться виртуозной игрой на инструменте пианиста, лауреата международных конкурсов Александра Ключко. В программе музыканта был представлен репертуар из сочинений Ф. Куперена, И.- С.Баха, Л. ван Бетховена, а также Ф. Листа.

Александр Ключко в третий раз дает концерт в Петрозаводске. Глубокое погружение в материал, максимальная концентрация на технической и содержательной составляющих партий погрузили слушателя в многогранный и сложный мир музыки.

Особенно ценно, что исполнение произведений Александром Ключко рождает у слушателя не только уникальное для каждого слушателя фоновое восприятие, но и содержит в себе мощную смысловую составляющую. «Трансцендентные этюды» Ф. Листа изначально создавались композитором в качестве технических упражнений для развития беглости пальцев. В полной редакции композитор выпустил серию сочинений под названием «Этюды высшего исполнительского мастерства». Произведения включают в себя различные технические приемы и картины с определенным смысловым контекстом. Пианист Александр Ключко исполнил произведение композитора искусно, филигранно точно. А ведь для исполнения «Трансцендентных этюдов» пианисту нужна немалая физическая сила! Пальцы музыканта порхали по клавиатуре, подобно пуантам у балетных танцоров, исполняющих на сцене сложнейший технический балетный прием. В исполнении были сила, мощь и особенная экспрессивность.

Мне удалось пообщаться с Александром Ключко о роли классической музыки в мире, о восприятии произведений самим пианистом. Ведь порой музыка начинается с личности самого исполнителя.


«Мой случай вовсе не уникален»
– В наше современное время, когда все жизненные процессы ускоряются, есть музыканты, которые с раннего детства начинают гастролировать,
принимать участие в фестивалях. Это нормально. Я думаю, что мой случай, вовсе не уникален. Возможно, это высокая степень трудолюбия,
без которого я не мыслю рабочий процесс. Вероятно, причиной признания в раннем возрасте могут быть амбиции и стечение обстоятельств. Здесь играют свою роль множество факторов. Так сложилось, что после одного из музыкальных конкурсов я стал сотрудничать с Московской филармонией. Изначально это были концерты в камерных залах. Постепенно меня стали приглашать в поездки на выступления в крупные российские города и за пределы страны.
Если говорить о желании музыканта быть знаменитым, востребованным, то, на мой взгляд, музыкант, конечно, должен быть на сцене. Если он не выходит на сцену и не исполняет произведения публично, то он не может по-настоящему реализовать свои способности. И в случае, если произведения композитора не исполняются, и он просто пишет в стол, то он не может быть реализован, как творческая личность. Поэтому для музыканта это абсолютно необходимое условие для его раскрытия, развития и становления.

О сонатах Бетховена
– Работая над исполнением Сонаты № 32 Бетховена, которую я исполнил на петрозаводской сцене, я не только изучал музыкальную партию, репетируя за инструментом, но и много читал о самом произведении. Как известно, уникальность именно этой Сонаты состоит в том, что она двухчастна, а не трехчастна, как все остальные Сонаты Бетховена. И у каждого музыканта, на мой взгляд, свое объяснение авторскому приему двухчастности этого сочинения. По-моему мнению, после звучания этой музыки, представить себе какое-либо продолжение в форме третьей части, например, просто невозможно. На мой взгляд, там фактически она не нужна. Это мое личное эмоциональное восприятие. Известны многие факты, когда некоторые выдающиеся пианисты исполняли эту Сонату, закрыв после этого крышку рояля и уходили со сцены. Это психологически и энергетически мощное произведение, где во второй части нет потрясений, контрастов в настроении мелодии. И мне кажется, что, если бы Бетховен написал третью часть сочинения, то он бы проиграл в этом решении.

О руке пианиста
– На мой взгляд, нет такого понятия как «идеальная рука пианиста». Здесь может быть все очень индивидуально. Например, у Сергея Васильевича Рахманинова относительно очень длинные и гибкие пальцы: его рука брала полторы октавы. У Владимира Ашкенази, как и у Михаила Плетнева, очень небольшая рука. И, конечно, это не мешает музыкантам быть выдающимися виртуозами. Но если подходить к вопросу более прагматично, то рука у пианиста не должна быть очень большой или очень маленькой. По сути, она должна брать не меньше ноны. Тогда пианист может справиться со сложностью любого произведения. В ином случае, выбор репертуара может стать очень ограниченным.

О классической музыке и юных талантах
– У классической музыки очень небольшой порог входа. Я думаю, что этой музыкой увлекаются те, кто по-настоящему проникся этим музыкальным направлением. Это абсолютно естественный процесс, и как-то форсировать его, принуждать слушать классику не имеет особого смысла и это, на мой взгляд, невозможно.
Что касается фестивалей, конкурсов и различных шоу для детей-музыкантов, то мое отношение к этому двоякое. С одной стороны, конкурсы необходимы. Для музыкантов – это моменты признания со стороны профессионалов,
возможности карьерного продвижения и роста. А с другой стороны, для ребенка это может стать сложным психологическим и нервным испытанием
Особенно, если он принимает участие в большом количестве конкурсов и фестивалей, которые проходят практически в один промежуток времени.
И мне кажется, это больше эксплуатация ребенка, нежели желание привить ему любовь к музыке и профессии. Тем более, если говорить на тему детской самореализации, то здесь существует момент неожиданности: сегодня ребенок превосходно играет, а через 10 лет этот ребенок на фоне своих сверстников будет выглядеть не так блестяще. И, прежде всего, это тяжело для ребенка. Безусловно, есть исключения из правил. Все может случится по-разному, но главное – это не переусердствовать с участием в подобных мероприятиях. Мера погружения в события здесь очень важна.

Материал подготовила Наталья Шарай
Фото: Леонид Николаев




Made on
Tilda