«Опера с трудной судьбой»
На сцене Музыкального театра представлена премьера оперы на музыку Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила».






Музыкальный руководитель и дирижер – Михаил Синькевич, режиссер-постановщик – Анна Салова, художник-постановщик – Полина Белова, художник по свету – Лейла Мухаматгалиева, видеохудожник – Мария Яцентковская, хормейстер – Александр Зорин, дирижер – Владимир Кулагин.
Режиссерское воплощение сценического действа стало своеобразным экспериментом, объединившим в себе разные жанры театрального искусства, которые не конкурируют между собой, а дополняют друг друга в создании яркого драматичного сюжета известного произведения, знакомого каждому из нас с детства.
Легендарная опера-сказка на сцене Музыкального театра сочетает в себе мотивы драмы, комедии, мелодрамы, фарса. Костюмы персонажей выполнены в эклектическом стиле, сочетая в себе элементы современности с деталями исторической эпохи, к которой принадлежи сюжет произведения.
Традиционная фабула постановки сочетается с современной подачей известной сказки.
На сцене артисты проживали жизни персонажей, а на втором плане театральных подмостков зрители могли видеть видеоинсталляцию, с помощью которой сюжет сказки воспринимался сквозь призму символики, которая показывала переживания персонажей, их думы и чувствования. К примеру, образ Черномора был показан благодаря тени руки персонажа, которая технически представлена на сценической видеоинсталляции и удачно создавала картину попытки захватить главную героиню в вечный плен страданий, навсегда забрав свободу и счастливую надежду на долгожданную встречу с витязем Русланом.
Работа над партитурой оперы была завершена Михаилом Глинкой в 1842 году. Произведение стало «музыкальной шкатулкой», образующей галерею сказочных образов, без которых воплощение русской сказки не было бы возможным. Сочинение автора часто называют «оперой с трудной судьбой». Первые постановки композитора не имели успеха. Известный критик Серов писал о том, что либретто сочинения было написано без плана, разными авторами. Но сохранившиеся сведения подтверждают факты, что Глинка очень серьезно и тщательно подошел к изучению материала, уделив особое внимание созданию именно либретто. Однако со временем, представляя новые и новые постановки, театры постепенно стали иметь успех у зрителей.
«Кукольник и Гедеонов взялись помогать в трудном деле свести целое из разнородных, отдельных частей моей оперы. Кукольник написал стихи для финала оперы и сцену Ратмира 3-го действия «И жар, и зной». Гедеонов написал маленький дуэт, следующий за балладой Финна, между Финном и Русланом: «Благодарю тебя, мой дивный покровитель», речитатив Финна в 3-м акте и молитву в 4 голоса. И я сам написал сцену Фарлафа с Наиной и Рондо Фарлафа. Таким образом, стих для либретто, кроме взятых из поэмы Пушкина, писали Маркович, В.Ф. Ширков, Кукольник, Миша Гедеонов и я», – писал Михаил Глинка в своих воспоминаниях о создании либретто для легендарного произведения.
Нужно отметить, что специально для этой оперы Глинка придумал прием, позволяющий показывать звучание гуслей. Позднее этой идеей воспользовался Римский-Корсаков в своих сказочных операх «Снегурочка» и «Садко». Также в своей опере М.И. Глинка впервые применил уникальный прием – гамму Черномора – звукоряд, расположенный по тонам, целотонная гамма. Автор создал его, чтобы подчеркнуть образ Черномора. Критики называли легендарное произведение «несостоятельным», «блюдцем с музыкальными конфетками». Для многих режиссеров опера стала настоящей загадкой, своеобразной дверцей, ключ к которой оказалось найти невероятно сложно.
На дворе ХХI век, а опера «Руслан и Людмила» несмотря на крепко приклеившиеся ярлыки «оперы с трудной судьбой», «оперы-загадки, увы, до сих пор неразгаданной», остается одной из любимых и востребованных постановок для оперной сцены.
Эпическая опера представлена в пяти действиях, как объемное содержательное сценическое действо. В легендарном произведении по мотивам сказки А.С. Пушкина восхваляется главная идея русских сказок – «добро всегда побеждает зло», представляя сюжет о героизме и благородстве, отношениях между людьми, настоящей дружбе, любви к семье, борьбе с пороками и основами морали и человеческими ценностями.
Фото: Музыкальный театр Республики Карелия

Made on
Tilda