Церковь Успения Пресвятой Богородицы в городе Кондопога в этом году могла бы отметить свой 250-летний юбилей.
Возвышенный облик Кондопожского храма стал источником вдохновения для многих художников: Валентина Чекмасова, Бадри Топурия, Олега Юнтунена, Владимира Лобанова, Михаила Скрипкина, Игоря Георгиевского, Ильи Тимина и других мастеров. Живописные полотна, графические работы и художественные фотографии представлены как из музейных собраний, так и частных коллекций. Макет Виктора Петровича Моисеева из собрания Национального музея Карелии – это воплощение уменьшенного объемного образа Успенской церкви.
Как сообщили в правительстве региона, на выставке показано то немногое, что сохранилось из убранства Кондопожской церкви: небольшие фрагменты и детали иконостаса и паникадил из коллекций Музея Кондопожского храма, ЗАО «ЛАД» и Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.
Наиболее ценные экспонаты выставки – иконы, которые ранее находились в Успенской церкви и представлены в залах музея из Кондопожского прихода Петрозаводской и Карельской епархии и собрания Музея изобразительных искусств Карелии.
В настоящее время идут активные работы по воссозданию Успенской Кондопожской церкви и восстановлению её иконостаса. Реставрация сруба церкви продолжается на производственной площадке в Кировской области. Уже пройден один из самых ответственных этапов – уровень многорядных балок перекрытия подклета, когда мастерам на каждом венце практически в каждой врубке пришлось выполнять сложные конструктивные узлы. Сейчас работы ведутся в уровне собственно пространства храма.
Бревна в сруб подбираются в соответствии с зафиксированными при обмерах размерами в максимальном приближении к оригиналу поштучно. Соответствие вертикальных отметок проектным значениям постоянно контролируется, конструктивные особенности врубок и сопряжений бревен воспроизводятся в соответствии с историческими – именно для этого на площадку в Кирове перевезена часть обгоревших бревен, сохранивших характерные следы. Планируется, что новый сруб будет максимально приближен к историческому не только визуально, но и по конструктивным и технологическим особенностям.
Летом на площадку в Кондопоге вернутся археологи, и только после завершения раскопок можно будет приступить к устройству фундамента, а затем и к сборке сруба на постоянном месте.
Финансирование работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры». Заказчиком выступает Министерство культуры России.
Успенская церковь была знаменита не только своим запоминающимся архитектурным образом – сохранившийся почти без утрат и без поздних записей иконостас и шестнадцатипольное небо были выдающимся памятником иконописного искусства, и они тоже погибли в огне.
Научно обоснованное воссоздание утраченных икон иконостаса на средства, собранные на целевом счете Благотворительного фонда «Северный духовный путь», сейчас выполняют специалисты Художественной мастерской Факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного Университета (г. Москва).
С некоторыми итогами этой уникальной и кропотливой работы можно познакомиться на выставке «Успенская Кондопожская церковь. 250 лет» в Музее изобразительных искусств Карелии. Выставка продлится до 7 апреля. (6+)
ДОСЛОВНО
Единственная в своем роде
Первое упоминание об Успенском храме к 1563 году. Последний деревянный храм – четвертый, был построен в 1774 году – уже на закате деревянного зодчества. Принадлежит к местной прионежской школе шатрового зодчества, которой присущи характерные особенности: фронтонный пояс на восьмерике и расширение центрального столпа к верху, сообщает "Википедия".
По Декрету от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства» и инструкции 1920 года Наркомюста и отдела по делам музеев «по его применению», все церковное имущество «переходило в заведование отдела по делам музеев, охраны памятников искусства и старины Наркомпроса».
В августе 1926 года храм осмотрела Онежская экспедиция под руководством И. Э. Грабаря, в которой участвовали архитектор П. Д. Барановский, реставратор Г. О. Чириков, Н. Н. Померанцев и фотограф А. В. Лядов.
В 1930 году в Успенском храме прекратились богослужения. Последнего настоятеля, отца Ионна Лядинского, расстреляли в 1937 году. Летом 1960 года решением Совета Министров РСФСР храм поставлен на государственную охрану. Была филиалом Кондопожского городского краеведческого музея. В 2000-е годы во время православных праздников в храме богослужения проводились, в основном в летнее время.
Церковь не перестраивали, однако реставрировали в 1927, в 1950-х и в 1999 годах.
Рядом с Успенской церковью стояли еще два деревянных здания, которые исчезли в советское время, – зимняя церковь Рождества Богородицы (1857) и шатровая колокольня (XVIII век).
В 1829–1831 годах, рядом с Успенской церковью на средства прихожан построена деревянная колокольня, а в 1857 году – зимняя церковь во имя Рождества Богородицы. Колокольня разобрана в 1930 году, а зимний храм – в 1960-е годы.
10 августа 2018 года Успенская церковь была полностью уничтожена пожаром, от нее остались лишь деревянные завалы. Предварительная причина происшествия – поджог. Вместе с памятником деревянного зодчества в огне погибли все иконы, среди которых были особо ценные. Следственным комитетом РФ по Республике Карелия 10 августа 2018 года принято к производству уголовное дело по факту уничтожения храма Успения Пресвятой Богородицы, возбужденное по ч. 1 ст. 243 УК РФ (уничтожение объекта культурного наследия), включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, взятого под охрану государства. По версии следствия, поджег Успенскую церковь 15-летний подросток. Он помещен в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Карелия. Для определения вменяемости несовершеннолетнего по делу назначена судебная психолого-психиатрическая стационарная экспертиза.
Кондопожский городской суд 24 июня 2019 года вынес постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности за совершение общественно-опасного деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение чужого имущества, совершенное путем поджога), и применении к нему принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях специализированного типа.
Фото: Правительство РК