В конце ХIХ века певец, педагог и теоретик сценического искусства Франсуа Дельсарт начинает историю современного танца, определив основные принципы его движения и дав толчок к открытию нового танцевального жеста, свободного от условностей.
Далее, на тот момент идею поддерживают последователи: создатель института ритма в Дрездене Эмиль Жак-Далькроз, танцовщица Мэри Вигман, педагог и танцовщик, изобретатель нового способа записи движений при помощи рисунков – лабанатации Рудольф фон Лабан.
ХХ-ХХI века – период наибольшего развития современного танца и возможности хореографов высказаться, открывая для себя и зрителя различные парадоксы, посылы и смыслы. Современный танец остается невероятно интересным и актуальным с точки зрения отображения в нем изменений, происходящих в современном мире.
– Истории «Nord Dance» в этом году – истории сильных людей, на которых держится окружающий мир. В программе, кроме премьеры Музыкального театра Карелии, лишь два спектакля со множеством участников. Оба привозит хорошо знакомый петрозаводской публике петербургский «Канон Данс». Все остальные – монологи и дуэты, когда танцовщица или танцовщик в одиночку или вдвоем подставляют плечи Вселенной, не дают ей разрушиться. В дуэтах чуть проще – люди поддерживают друг друга. В монологах – артисты противостоят трудностям в одиночку, – написала
о фестивале эксперт Анна Гордеева.
Одним из главных смыслов современного танца является возможность освободиться от условностей в восприятии классического танца и подключить фантазию и мыслительный процесс в ходе просмотра. Конечно, такие приоритеты не исключают возможность насладиться профессионализмом, потрясающими физическими возможностями танцоров, экспрессивности и мощи их жестов и движений, пластики, уникальности музыкального сопровождения и сценического пространства.
Резидент театра «Практика» – команда уличного и экспериментального танца компании «Jack*s Garret» представил на фестивале спектакль «Наедине с собой». В своем творчестве хореографы Анна Дельцова и Александр Тронов (г. Москва) соединяют технику street dance и современного танца. Исполнители – Александр Тронов, Александр Алехин. Основной фабулой является процесс рождения поэтического произведения, а главным героем – непосредственно сам легендарный поэт Бродский. Спектакль показывает рефлексирующий, но прекрасный внутренний мир творческой личности, благодаря отображению граней поэзии. С помощью пластики, гармонии, согласованности движений и жестов, высокопрофессионального актерского мастерства танцоры виртуозно передали состояние мук творчества, поисков вдохновения, попытки балансировать между жизнью и смертью, свободой и рабством, любовью и презрением, миром внешним и миром внутренним. Пять стихотворений Бродского, музыка Motion Trio, Nine Inch Nails, Брайан Ино, звуки шелеста тетрадных листочков, закрывающихся дверей скрипящего по бумаге карандаша, стук сердца, печатной машинки, дыхание в тишине стали важными акцентами в понимании смыслов сценического существования артистов на сцене.
Нам мой взгляд, танец в спектакле провозглашает торжество именно такой жизни, жизни поэта, жизни наедине с собой, благодаря которому рождается чудо. Авторы видят в этом глубокий смысл истинного существования творца вместе с его рефлексирующим началом, борьбой за истину и попытку сохранить собственное творческое «я».
Материал подготовила Наталья Шарай
Фото: Музыкальный театр РК