Главная сцена фестиваля откроется в 12.00 рядом с усадьбой Водлозерского парка в д. Куганаволок. «Карсикко» соберет фольклорные коллективы Пудожского края и других районов республики.
Родные мелодии
Водлозерье – особый уголок на карте, трепетно хранящий фольклорную историю северного края. 27 июля праздник соберет фольклорные коллективы из разных уголков Республики Карелия. На главной сцене праздника выступят ансамбль народной музыки «Тойве», Пудожский народный хор, фольклорный коллектив «Водлозёрочки», фольклорный ансамбль «РОСЫНЬКА», фольклорный коллектив «Родные напевы», Деревенский оркестр «Гудари», фольклорный самодеятельный коллектив «Берегиня» и хореографическое объединение Клуб «Пудожаночка». На фестивале вновь зазвучат старинные песни Пудожья, по когда-то жилым островам озера разнесутся знакомые мелодии.
На празднике развернется ярмарка товаров пудожских и петрозаводских умельцев-мастеров, гости сыграют, как и много лет назад, в рюхи, попробуют местную выпечку с ароматным травяным чаем, угостятся водлозерскими щами, смастерят сувенир на память о фестивале, поучаствуют в лотерее «Счастливый невод», попробуют себя в роли ученого или музыканта, закружатся в хороводе и окунутся в историю озерного края.
На втором музыкальном фестивале Водлозерья гости праздника создадут арт-объект «Разнотравье». Панно из луговых трав и цветов станет ярким завершением праздника.
– Планируйте свое лето – приезжайте за впечатлениями на музыкальный праздник в заповедный таежный край! – приглашают гостей сотрудники Национального парка «Водлозерский».
В честь метных деревьев
Название фестиваля не случайно. Карсикко находят в разных районах Карелии, но в Водлозерье таких метных деревьев больше, чем где-либо. Карсикко – старовозрастные деревья с вырубленными на стволах знаками. Так наши далекие предки отмечали путь к рыбным тоням или охотничьим угодьям, обрубая деревья, фиксировали важные события в жизни, поминали предков и давали обеты на будущее.
Слово «karsikko» происходит от карельского «karsia» − «обрубать (сучья), выкорчевывать, отделять вырывать что-либо».
Древние карелы и финны верили, что мир представляет собой Большой Дуб или ель с золотой верхушкой. Деревья всегда были почитаемы, а сами они считались живыми существами. Лесорубы, прежде чем поднять топор, просили у них прощения.
Карсикко часто становилось родовым деревом. Оно представляло собой сосну или ель с обрубленными с одной стороны ветками. Иногда на ствол наносили различные зарубки, символы. Карелы верили, что каково будет состояние карсикко, таково будет благосостояние и здоровье членов семьи. Поэтому за ним ухаживали, приносили ему пожертвования. Иногда его вырубали в честь конкретного человека, отправлявшегося в долгий путь или на войну. Считалось, что гибель «именного» карсикко будет означать смерть этого человека.
Согласно карельским мифам, карсикко было материальной границей стихий: земли, воды, неба, – разделяло миры мертвых и живых.
Карелы верили, что после смерти душа сохраняет магическую связь с карсикко. Его вырубали у дома умершего или на его могиле. К нему несли еду из зерна первого урожая, уху из впервые пойманной рыбы, монеты. На старых кладбищах до сих пор сохранились подобные жертвенные деревья.
Карсикко были символом значимых событий: рождения, свадьбы, первой поездки в город и других. Еще в начале прошлого века рыбаки отмечали ими места наилучшего лова. Впоследствии карсикко служили отличным ориентиром для выбора места рыбалки. И помогал в этом св. Петр – покровитель рыболовов, один из самых почитаемых на Севере святых. Ведь именно ему посвящали карсикко.
После прихода христианства на Рождество во дворе дома ставили карсикко − ель, на которой ветви обрубали везде, кроме верхушки и середины ствола.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Традиции и ритуалы с деревьями
У карелов существовало множество традиций, связанных с культом дерева.
Когда невеста переходила в дом жениха, жертвенные сосны у ворот украшались нитками, лентами, лоскутами ткани.
Для карельских верований характерно «одушевление» деревьев. После вырубки леса, стволы транспортировались комлями вперед, в соответствии с похоронными традициями. С бревен для строительства дома снимали кору и оставляли на 40 дней, говоря, что «деревья 40 дней о своей смерти плачут». Затем начинали возведение дома. Готовый сруб должен был выстояться в течение года по аналогии с человеческой душой, последний раз посещающей Землю в годовщину смерти. После этого можно было завершать стройку.
Запрещалось срубать деревья в священных рощах при часовнях и кладбищах, а также на перекрестках. В последнем случае они почитались, так как странники использовали их, чтобы помолиться о благополучии в пути. Моряки и рыбаки, отправляясь в море, просили помощи у деревьев на морских, озерных и речных мысах. В карельских лесах встречались деревья-часовни с иконкой и свечой в дупле. Часто такие часовни находили вдоль тайных троп старообрядцев.
Фото: vodlozero.ru